Исправить звуки за неделю! Миф или реальность?
Проблемы со звукопроизношением испытывают не только дети, но и взрослые. Наверняка среди ваших знакомых есть люди, которые не выговаривают звук [р]. Нередко людей с недостатками речи можно увидеть по телевизору или услышать по радио.
Можно ли помочь взрослому человеку исправить эти недостатки, или время безвозвратно упущено?
Жизнь современного человека проходит в очень быстром ритме. Времени ни на что не хватает, и если кто-то задумывается над исправлением своей речи, то в голову приходит вопрос, а можно ли исправить неверно произносимые звуки быстро и без особого труда? Для того, что бы ответить на этот вопрос следует разобраться, что же для этого необходимо.
Работа над постановкой любого звука начинается с диагностики. На данном этапе выясняется, как нарушено произношение звука и по какой причине это произошло.
После выяснения необходимой информации и ,учитывая все особенности нарушенного звукопроизношение, начинается работа над постановкой звука.
В этот этап входит: развитие подвижности артикуляционного аппарата с помощью специально подобранных упражнений, развитие речевого дыхания и выработка правильного артикуляционного уклада, необходимого для произношения звука.
При постановке звука можно столкнуться с тем, что язык недостаточно натренирован, и упражнения даются не просто, а уж поставить язык в правильное положение и вовсе представляется чем-то запредельным. Но чем чаще и старательнее будут выполняться упражнения, тем быстрее все придет в норму.
Когда удается правильно произнести отдельный звук, его постепенно вводят в речь. Это называется автоматизация звука. К сожалению, сразу произносить звук в свободной речи правильно не получится, придется отрабатывать произношение звука сначала в слогах, затем в словах, потом в словосочетаниях, предложениях, стихах и уже наконец-то в свободной речи. Почему так долго? Представьте, вы всю жизнь пишете правой рукой, и вот решили или забавы ради или из-за травмы научиться писать левой рукой, вряд ли у вас сразу же получится, ни один лист бумаги будет исписан, прежде чем написанное станет хоть чуточку понятным. Так и с произношением звуков. Длительное время звук произносился при неправильном укладе артикуляционного аппарата и этот образ зафиксировался в мозге и теперь, что бы перепрограммировать наш мозг понадобится время. А постепенная отработка звука на различном речевом материале будет являться отличным тренажером для закрепления нового артикуляционного уклада.
На этом этапе, также может поджидать неприятный сюрприз. Казалось бы все слоги отработаны, и легко и непринужденно можете сказать и РА и ША, но вот «рак» так и остался «гаком», а вместо «шапки» выходит все та же пресловутая «сяпка». Причиной такой неудачи будет слишком ранний переход от слогов к словам. В этом случае стоит изменить слоговой материал и более тщательно проработать звук в слогах.
Как видим, процесс исправления звуков не так уж и прост, как некоторым кажется. И в большинстве случаев исправить звук быстро и без хлопот не удастся. Но отчаиваться не стоит. Относительно исправления звукопроизношение у взрослых не маловажную роль играет и мотивация. Бывали случаи, что изолированный звук получался буквально за ночь.
Георгий 19 лет, ротацизм (картавость) - решил поступать в театральное училище, сдал экзамены с отличием, но приемная комиссия сказала, что с дефектом речи брать не хотят. Поэтому вынуждены ему отказать. А поскольку молодой человек очень хотел поступить, то посмотрев в интернете все необходимые упражнения всю ночь занимался. В результате чего ему удалось поставить звук самостоятельно.
В данном случае у молодого человека был высокий уровень мотивации, да и, судя по всему, причины, по которым произношение звука было искаженно, оказались не серьезными, поэтому ему удалось в рекордные сроки исправить произношение звука.
Но существуют и другие примеры.
Ольга 20 лет. Пришла на консультацию к логопеду, было выявлено нарушение произношения звуков [ш] и [р]. По словам девушки пыталась самостоятельно заниматься, но результатов не было и через пол года девушка прекратила занятия. На консультацию решилась не сразу, испытывала стеснения по поводу своего возраста. В результате логопедических занятий и домашних заданий (каждый день по 15-20 минут), за месяц были устранены недостатки произношения звука [ш] и ещё спустя два месяца поставлен и автоматизирован звук [р].
К сожалению, ситуация описанная в первом примере встречается крайне редко и зачастую, быстро и без труда устранить дефекты звукопроизношения не удается. Существует очень много факторов, которые необходимо учесть в работе над звуками. Это и причины, по которым нарушен звук и природные особенности строения и работы речевого аппарата, особенности личности человека (быстро схватывает информацию, активный или наоборот более спокойный и вдумчивый) и заинтересованности самого человека в результате, готовность работать над собой. Поэтому сложно однозначно ответить на вопрос, реально ли исправить звук за неделю? Для кого-то это реально, а для кого-то, к сожалению, лишь мечта. Помимо всего прочего следует учесть и тот факт, что самостоятельно сложно будет составить план работы и подобрать упражнения и речевой материал, использование которого будет результативным. В идеале, конечно, надо обратиться за консультацией к опытному логопеду, который поможет составить план работы, покажет, какие упражнения будут наиболее эффективны, подберет речевой материал для отработки.
«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с логопедом. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор
«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р'], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет